Концепция сельскохозяйственного мотодельтаплана
формировалась (так и хотелось
написать "выкристаллизовалась")
по методу "от противного".
Вот я сажусь на вынужденную на сухое
свежее засеянное поле, после
устранения неполадки даю полный газ
и стабильно "мчусь" на скорости
20 км/ч. Пришлось 2 км ползти по-пластунски
к ближайшей грунтовой дороге. Так,
выкидываем задние колеса с резиной
от мокика и ставим авиационные "дутики"
400х150. Потом, что-то надоело
шпаклевать винт после попадания
камушков, проволоки и комочков грязи
из-под задних колес. Сделали крылья
на дутики, а заодно и на переднее
колесо - потому как не для этого шесть
лет в институте учились, чтобы
отскребать засохший навоз с нижней
поверхности телеги и свежий со своей
физиономии. Другая ситуация - неделю
шли дожди, сроки обработки уходят,
пилот считает свои упущенные га. и
печалится, агроном на грани нервного
срыва (т.е. запоя) и тут
устанавливается "молоко". Ветер
отсутствует в принципе, болтанка
тоже, полоса высохла и работа пошла -
"давай - давай". Естественно в
какой-то момент техник решает
сэкономить время на заправке топлива
и потом с тоской слушает народный
фольклор из уст пилота,
продирающегося сквозь окрестный
чапыжник на своих двоих. Нет, нервы
дороже, и на телеге появляется
указатель аварийного остатка
топлива, который можно настроить на
2-5 л. топлива (4-20мин. работы Rotax-503). При
выработке до определённого остатка
на "приборке" начинает моргать
попеременно красная и зелёная
лампочки (особенно красиво в
сумерках). Есть у указателя -
сигнализатора режим проверки, да и
батареек он "кушает" всего 2 шт.
"АА" в сезон. Слушаем рассказы
других химиков про грубые посадки,
случаи на рулёжке, пробеге, разбеге
связанные с наездом на кочки и в ямки,
задевание торчащих предметов. Конец
у всех примерно одинаков: "Телега
на бок, винт в парус…". Далее
разные варианты вплоть до - "телега
в хлам". Как можно тратить время на
ремонты телег, когда сроки уходят,
договоры горят, агрономы наседают, а
за спиной сопят конкуренты. Ну уж нет!
Даёшь колею 2 м и самый низкий центр
масс в мире. Ну 2 не 2, а до 1 м 88 см колею
довели и хим. бак прижали пониже, как
говорится "до уровня городской…",
простите, горизонтального пилона.
Тем не менее, клиренс по центру
больше чем у председательской Нивы.
Мы с самого начала собирались
работать на химии всерьёз и надолго.
Ресурс телеги в один сезон никого не
устраивал, кроме ошалевших
бизнесменов от сельского хозяйства
мечтающих поменьше вложить, побольше
получить, и как можно быстрее.
Естественно, условия работы пилота и
техника (зря им что-ли деньги платят!)
никого не волнуют. В некоторых фирмах
(к счастью немногих) вошла в моду
практика давать приехавшему на
заработки пилоту нечто, оставшееся
от прошлого сезона в расчёте, что
деваться ему все равно некуда и он
приведёт всё в соответствующий вид (иногда
даже за свой счёт). Нам же, почему-то,
весной хочется погреться на солнышке
и поваляться на свежей травке, а не
носиться высунув язык в поисках
запчастей и комплектующих -
соответственно изменилась
конструкция телеги. Конечно, она
стала потяжелее на 4-5 кг, но это плата
за спокойную работу в течение
нескольких лет. Двойной
горизонтальный и вертикальный
пилоны позволяют увеличить опорные
площадки под установку двигателя,
химического бака, и других агрегатов
и, следовательно, снижают нагрузки.
Узел крепления передней вилки
выполнен по авиационным технологиям
и не люфтит после ~ 1000 взлётов-посадок
с грунтовок (надеемся и следующие 2000
будет также). Увеличенный ход
пружинных амортизаторов основных
стоек и передней вилки приятно
убаюкивает на разбеге - пробеге (но
никого ещё не укачало).
Так со временем жизнь пилотов и
особенно техников становилась всё легче и естественно они (особенно
техники) обленились. Поэтому у нас
появились заправщики химикатов,
горловины химических баков с обоих
сторон телеги, два уровня
химического бака, даже рукоятку кик
стартера повесили на последней (в
смысле новой) телеге симметрично. И
конечно, кому хочется бегать вокруг
телеги туда-сюда, тем более что
интервал между вылетами снизился до 1
мин. Некоторые дотошные головы даже
подсчитали, что все эти доработки
вместе позволили увеличить
количество вылетов за сезон на 20 % (при
объёме 10000-12000 га). То есть без этого мы
бы сделали всего по 8000-9000 га.
Существенная прибавка, особенно
когда погода не балует и ловить
приходится каждую минуту.
Теперь хотелось бы уделить внимание
остальным двум китам на которых
стоит мотодельтаплан - крылу и
силовой
установке,
а
также, двум китёнкам - химической
системе и приборному
оборудованию.
<< НАЗАД
НА ГЛАВНУЮ
|
Мотодельтапланы на
авиахим-работах
Аттестация агрохим-оборудования
мотодельтаплана АгроПатруль
|